Главная | Отзывы | Климат на море | Санатории | Гостиницы | Перелет | Пляжи | Лучшие отели | Отдых у моря | Курорты на море
Отдых у моря Курорты на море Отели у моря

Добро пожаловать! Мы рады Вас видеть!

На море океане на острове буяне
«На море-окияне, на острове Буяне». Елена Орлова.
«На море-окияне, на острове Буяне»… Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Или вот еще такие:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
(А.С. Пушкин.

на море океане на острове буяне
«Сказка о царе Салтане»).
Название мифического острова довольно часто встречается и в русских народных заговорах и в пушкинских сказках. Буян, упоминаемый в старославянских заговорах и заклинаниях, находится где-то в морских далях и носит фантастические черты потустороннего мира. В заговорах Буян выступает как место пребывания мифологических персонажей или чудесных предметов, которые придают заклинанию особую действенную силу.
Что же это за остров такой и существовал ли он на самом деле? Оказывается, существовал.
Остров Буян, по мнению большинства исследователей — это древний остров Руян или современный Рюген, на котором в старину находился священный город западных славян Аркона вместе с центральным святилищем.
Аркона являлся известным славянским культовым центром. Центральным местом святилища был храм, посвященный богу Святовиту. Вот что пишет о нем Саксон Грамматик: « город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм ».
В городище находился источник, особо почитаемый во время языческих праздничных ритуалов, а неподалеку располагался могильник в виде кургана, а также по всему острову были щедро рассыпаны камни для жертвоприношений.
В ходе раскопок на месте святилища были обнаружены остатки культовых предметов – в частности, оружия и жертвенных животных.
Археологические находки датируются временем, начиная с эпохи каменного века.
Первое, что приходит на ум: Буян - древнее название какого-то реального острова, и стоит только сравнить описания фольклорного Буяна с наиболее подходящими "кандидатами" на географической карте, как искомый остров, сменивший с веками название, будет "опознан" и выявлен. Немало исследователей объявляли Буяном славянских мифов то остров Рюген в Балтийском море, то Березань - на Черном, а то и вовсе остров Шри-Ланку.
А что могут поведать об острове Буяне сами заговоры? Увы, в них, как и в сказках, никаких более или менее точных указаний относительно местоположения моря и острова Буяна не дается. Встречаются только крайне расплывчатые, неточные и противоречащие друг другу определения. Вот некоторые из. "Шла сухим-сухопу тьем ко окиян-морю на свят остров"; "За морем синим, за морем Хвалынским, посреди окиян-моря лежит остров Буян"; "На море на окияне, на острове на Буяне, на реке Ярдане"; "На море на окияне, посередь моря Белого" (а ведь только что речь шла о море Хвалынском, лежащем, как известно, совершенно в другой стороне). А как быть с рекой Ярданью - Иорданом, - еще более географически удаленной?
Пожалуй, есть все основания предполагать, что в древности местоположение моря-океана и острова Буяна было известно всем, кто обращался к заговорам, а потому им не требовалось особых пояснений. Расположение общеславянской святыни (в заговорах остров называется именно святым) должно быть известно всем. Но шли века - не будем забывать весьма солидный возраст большинства заговоров, - и древние знания об острове Буяне постепенно забывались. Потому-то позже народная молва и пыталась поместить его, согласно обычным представлениям, в каких-то конкретных, а потому и абсолютно противоположных местах. А может быть, положение острова Буяна по каким-то причинам вообще не поддается точной координации? Это и привело к такой путанице в заговорах.
Судите сами, где искать остров, обладающий столь необыкновенными признаками? На таинственном острове Буяне лежит не менее таинственный бел-горюч камень Алатырь, "никем не ведомый". "Под тем камнем сокрыта сила могуча и силы нет конца". Остров Буян и камень Алатырь в заговорах неразделимы, так что почти идентичны: "На море на окияне есть бел-горюч камень Алатырь". Часто встречается на острове и некий магический дуб - "ни наг, ни одет". Его нередко называют "дубом мокрецким", то есть "мокрым", в смысле "сырым", а значит, живым, растущим, не засохшим. Явно напрашивается аналогия "дуба мокрецкого" с "мировым древом" - мифическим образом, присущим языческим религиям практически всех народов Земли.
"Мировое древо" - это своего рода центральная ось Космоса, стержень, соединяющий небо и Землю. Крона его уходит высоко за облака, а корни покоятся в далеких подземных глубинах. Древние египтяне верили, что это дерево - сикомор, жители Скандинавии почитали гигантский ясень Иггдрасиль, индийцы - баньян. В славянской мифологии таким деревом считался дуб.
Интересно, что дуб "ни наг, ни одет". Он не без листьев, не гол, как зимой, но и не с листвой, как летом, он словно в застывшем пограничном состоянии. И в то же время дерево это живое - дуб "мокрецкий". С другой стороны, если обратиться к старинной загадке о дереве, явно аналогичном мировому и олицетворяющем четыре времени года, то характеристику "ни наг, ни одет" можно понимать как одновременное присутствие в жизни дерева всех его сезонных изменений: "На одном боку цветы расцветают, на другом листы спадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подсыхают". Но здесь может быть иное толкование. Либо для этого дерева нет времени и оно существует сразу во всех временах года, либо на острове Буяне время не движется непрерывно, а слилось, сконцентрировалось в одной точке. Но как это понимать?
Там же, на Буяне, лежит "инорокая" (то есть особенная, необыкновенная) змея Гарафена либо Скоропея, там же "на зеленом кусте" сидит пчелиная матка, "всем маткам старшая", и "ворон, всем воронам старший брат". Видимо, народная фантазия заселяла остров прообразами существующих на земле представителей фауны. Лишенные конкретных характеристик, эти существа объединили в себе признаки всех существующих видов, являясь не конкретными животными, а "птицей вообще" или "змеей вообще". Возможно, в представлении славян от этих абстрактных зверей произошли (по закону "от общего к частному") все многообразные животные. Потому-то обитающие на Буяне создания именуются "всем старшими и большими".
Однако этим чудеса острова не кончаются. Там же "сидит красна девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудо-желтую, зашивает раны кровавые". Так наши предки населяли остров Буян сверхъестественными силами, способными дать человеку здоровье, но там же помещали они и сами причины болезней, например зловредных сестер-лихорадок, олицетворявших проявления самых разнообразных болезней.
Буян считался и средоточием сил, заставляющих человека какое море в черногории разные поступки, даже если он вовсе не намерен этого делать: вернуть краденое, полюбить или возненавидеть, смирить гнев. И, наконец, там зарождаются все природные явления: "Посреди окиян-моря выходила туча грозная с буйными ветрами, что ветрами северными, подымалась метель со снегами"; "На море на окияне, на острове на Буяне гонит Илья Пророк на колеснице гром со великим дождем". Эта последняя фраза из заговора очень интересна. Если заговоры помещают подателя гроз - Илью Пророка - на Буяне, то остров фантастическим образом должен находиться там, откуда и льются на землю реальные евпатория частный сектор у моря - то есть на небе.
Так где же в самом деле стоит искать остров Буян? Стремясь понять сущность древней святыни и особое мировоззрение наших далеких предков, следует попытаться отказаться от привычных нам стереотипов современного мышления и увидеть мир таким, каким он представлялся нашим пра-пра-прадедам, славянам-язычникам, попытаться мыслить их категориями и основываться на их системе ценностей.
Об острове Рюген, как о центре славянской религии и культуры, упоминают Славянская хроника Гермольда, латино-германского летописца, «Деяния данов» — хроника датского историка XII столетия Саксона Грамматика, исландская Книтлинггасага. Практически ни один средневековый автор не обошел своим вниманием Аркону, ведь ее жители слыли жестокими и беспощадными пиратами и колдунами, которые вели бесконечные победоносные войны на всем Балтийском побережье и далеко за его пределами. Недаром их главный бог Свентовит изображался всесильным воином.
ПОБЕДА В ВОЙНАХ
В 1920-х годах немецкий археолог К. Шуххардт после длительных археологических раскопок обнаружил развалины главного храма Арконы, чем подтвердил описания, данные в средневековых источниках. Действительно, балтийские славяне к X веку н.э. населяли территорию современной Германии, Дании, Финляндии, Швеции, Польши, Беларуси, северных районов России, строя там многочисленные города с каменными и деревянными храмами. Причем в Арконский храм за советом к славянским богам приезжали практически все европейские короли, точно так же, как они посещали Дельфийский храм в Греции. Но, по многочисленным легендам, храм Свентовита победу в войнах даровал гораздо чаще, чем его греческий «родственник».
Сам город стоял на высоком скалистом берегу острова, окруженный крепостным валом высотой в 10-13 метров, и сегодня поражающим взгляд паломника. За стенами города находились храмы, посвященные славянским богам, собранным в единый пантеон. Например, Перун изображался там с семью лицами, семью мечами на поясе и на море океане на острове буяне оголенным мечом в левой руке. Перуна по праву почитали богом князя, его дружины и войны. Следующим по «значимости» был бог о пяти лицах без сабель и мечей, его называли Яровитом, или Ярилой, он олицетворял плодородие. Третьим по «старшинству» шел Руевит, очевидно, бог самого острова, о трех головах и стоящий на правом колене.
Однако главный храм Арконы был посвящен Свентовиту. Богатство и отделка храма пленяли не хуже современных кафедральных соборов. При раскопках около него ученые обнаружили площадь для собраний и жилые сооружения для жрецов храма. В самом храме, сделанном из дерева, было два помещения, в одном из которых, окруженный резными столбами и дорогими занавесями, стоял кумир Свентовита. Он имел четыре лица, обращенные по сторонам света и, очевидно, символизировавшие четыре времени года, его голову украшали чудесные резные кудри. Скорее всего, Свентовит олицетворял сразу все ипостаси бога, остальные божества играли «вспомогательную» роль. Точно так же, как и в современном православии при наличии бога в трех ипостасях существует огромное количество святых угодников.
Вокруг Свентовита располагались его божественные атрибуты — узда, седло его коня, который постоянно присутствовал здесь же, в храме. В левой руке кумир держал лук, а правая была уперта в бок, на бедре же висел огромный меч, оправленный в серебро. Также в храме находилось и знамя, почитаемое превыше воли богов, власти князя или жрецов.
ПРАЗДНИК СВЕНТОВИТА
Раз в году, в сентябре, после уборки хлеба (кстати, Новый год славяне отмечали тогда именно в сентябре) проходил главный праздник, на котором Свентовит через жреца отвечал на вопросы народа. После этого жрец брал из руки бога рог с вином и выливал его под ноги Свентовиту, прося даровать славянам в следующем году успех в ратных делах и плодородие. Дело в том, что целый год рог стоял, наполненный вином, и если за это время балтийское море карта мало вина, то следующий год обещал быть благодатным, и наоборот, если вина оставалось на донышке, то в дальнейшем не жди ничего хорошего. Далее жрец наполнял рог свежим вином и выпивал его за то, чтобы время до следующего сентября было урожайным и счастливым. И, наконец, еще раз наполнив рог вином, жрец оставлял сосуд в руке божества до нового празднества.
После ритуала с вином выносился огромный пирог. Жрец вставал в центр пирога и спрашивал, видно ли его окружающим, а затем благодарил солнце и просил у него поддержки славянам на будущий год. Завершив молитву с пирогом, выводили белого коня Свентовита и просили красивый загар на море пройти через символические ворота, сделанные из трех копий. Если конь, ведомый главным жрецом, выходил из «ворот», ступая правой ногой, то год ожидался удачным, если левой, то грозил бедствиями и неурожаем, а намеченный военный поход тогда отменялся. На этом процедура праздника заканчивалась.
Теперь становится понятно, откуда взялись многие современные приметы и ритуалы. Например, почему считается, что белый конь приносит удачу, уздечка удерживает нечистую силу, подкова, прибитая над дверью, одновременно отпугивает нечисть и приносит счастье, а конек на крыше деревенской избы (украшение в виде азовское море голубицкая частный сектор коня) — талисман богатства. Истоки этих верований, оказывается, следует искать в храме Арконы на знаменитом острове Буяне.
Дмитрий Лавочкин, Ирина Шлионская
Мнение редакции может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций
Автор: Евгений Поляков Опубликовано в 11:53
  • 86

Комментарии пользователей

Пока нет комментариев...

Информация Посетители, находящиеся на сайте в качестве Гостей, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Нужно зарегистрироваться.

Главная| Карибское море курорты| Геленджик отдых на берегу моря| Какое море в мармарисе| База отдыха тёплое море славянка| Алушта температура воды в море| Границы черного моря| Дом у моря сочи| Моря омывающие турцию| В италии есть море| Адриатическое море черногория| Азовское море все включено| Италия море карта| Анапа температура моря в июне| Города на азовском море украина